Город как партитура души: поэтическая медитация Анны Тури о Петербурге

 

 

Что творится, что творилось на твоей земле,

Всё в этой музыке, ты только улови…

Константин. Никольский

 

 

***

Дремлет город. Уснули кварталы

Старых улиц, расстрелянных стен,

Что впитали по жизни немало:

Лет, правительств, эпох-перемен.

 

Город спит, а на небе играет

Бесконечности звёздный оркестр.

И невольно струна задевает

Спектр души от увиденных мест.

 

Ночь длинна. Суета поутихла.

Шелест листьев и скрип от дверей

Ощущаются в сумрачном вихре,

Словно призраки птиц и зверей.

 

И как будто слились воедино

Настоящего-прошлого вязь.

А душе просто необходимо

Ощутить неразрывную связь.

 

Это трудно понять или вспомнить,

Вероятно, совсем не дано,

Но природа стремится наполнить,

Указав нам небес полотно.

 

Город спит. Дирижер подбирает

Партитуру. И делает жест.

И невольно душа принимает

Бесконечности этот процесс.


Анна Тури

 

 

Рецензия на стихотворение Анны Тури «Посвящение Санкт-Петербургу»



Анна Тури, поэт, психолог, арт-терапевт и «человек культуры» снова демонстрирует читателю редкое сочетание внутренней зрелости и тонкой лирической чувствительности. В небольшом стихотворении «Посвящение Санкт-Петербургу» автор приглашает нас в путешествие – не по улицам, а по нерву и памяти, что пульсируют в камнях города, в его сумраке, в дыхании ночи. И в то же время – в самой душе человека, по умолчанию восхищённого городом, остолбеневшего среди его колонн.

С первых строк читатель погружается в атмосферу зыбкого сна, словно само пространство подёрнуто вуалью прошлого. Образ «дремлющего города» – это не просто метафора ночи, это глубокий символ культурной памяти. Петербург предстаёт как живой организм, который «уснул», чтобы дать место рефлексии, тишине, музыкальному размышлению.


Дремлет город. Уснули кварталы

Старых улиц, расстрелянных стен...


Эта картина уснувшего, но не забытого, уязвлённого, но не побеждённого Петербурга вызывает в воображении целую галерею образов: военных лет, смены эпох, теней правителей и духа свободы. Упоминание «расстрелянных стен» – без прямого уточнения исторического контекста – действует тоньше, чем прямая отсылка. Автор будто доверяет читателю самому вспомнить, почувствовать, додумать и представить одну из множества эпох.

Особенное место в композиции занимает идея времени. «Настоящее» и «прошлое» в стихотворении не разделены: они переплетены в единую вязь, как указано в строке:


И как будто слились воедино

Настоящего-прошлого вязь.


Это сближение времён не вызывает тревоги, оно воспринимается как гармоничное сосуществование, как музыкальный аккорд, в котором каждая нота важна. Именно музыка становится ключом к прочтению этого текста. Через всё стихотворение проходит образ «дирижёра» – то ли это сама атмосфера, то ли Вселенная, не то ли душа автора, принимающая участие в вечной симфонии бытия.

Финальные строки звучат как поэтический катарсис:


Город спит. Дирижёр подбирает

Партитуру. И делает жест.

И невольно душа принимает

Бесконечности этот процесс.


Здесь – особое слияние внешнего и внутреннего мира. Музыка Вселенной становится доступна человеку через тишину, через ночь, через город, который «не мёртв и не жив», а спит и ждёт пробуждения. В этом есть что-то восточное, медитативное, и в то же время – глубоко русское: тоска, память, принятие и свет.


О языке и технике


Язык Анны Тури – прост и музыкален. Он лишён нарочитой вычурности, но богат по внутренней структуре. В нём нет случайных слов – каждое на своём месте, каждое в резонансе с эмоцией.

Автор смело использует длинные строки, не боясь расплыться – но не теряя ритма. И хотя рифма местами звучит традиционно, это не упрёк, а скорее осознанный выбор: форма помогает усилить содержание. Важно отметить и метафорическую насыщенность текста: образы «призраков птиц и зверей», «небесного оркестра», «партитуры бесконечности» делают этот стих настоящей партитурой чувств.


О душе произведения


Главная ценность произведения – не только в его художественном уровне, но и в терапевтической функции. Анна Тури как арт-терапевт чувствует, где слово может стать лекарством. «Посвящение Санкт-Петербургу» – это не просто один из многих гимнов городу, но и тихий разговор с читателем, стремление сказать: «Остановись, услышь музыку ночи, вспомни, что ты – часть чего-то большего».

Это стихотворение обладает редким свойством вызывать тихое внутреннее «эхо». И в этом его сила.


Заключение


Анна Тури создаёт не просто поэзию – она пишет музыку из слов, способную звучать в душе каждого, кто не боится прислушаться к тишине. «Посвящение Санкт-Петербургу» – зрелое, тонкое, искреннее стихотворение, которое оставляет послевкусие, как тёплый чай в сырую петербургскую ночь. Это поэзия-медитация, поэзия-свет.

В эпоху, где так много шумных голосов, Анна Тури говорит тихо – и потому её голос слышен особенно ясно.

Юрий Иванов

 литературный редактор, критик

 

Made on
Tilda