Смотреть вглубь, не отводя глаз…


Когда читаешь рассказы Ольги Фоминцевой, будто стоишь перед старинным, чуть запыленным зеркалом в полутьме. Сначала видишь лишь собственные смутные черты, но постепенно, неспешно, в глубине стекла начинают проступать другие лица и миры.
Возьмем, к примеру, рассказ «Путеводная звезда Адель». Всё начинается с боли, с той самой «черной кошки, что скребет на душе». Героиня, обнаружив в воде тело незнакомой девушки, оказывается в точке нравственного и экзистенциального разлома. Её рутина, долги, несбывшаяся любовь к археологии — всё вдруг кажется бутафорией, декорацией к чужой трагедии. И тогда, будто в ответ на немой вопрос, появляется зеркальце с буквой «А» и знаком бесконечности. Это момент, когда реализм дает трещину, и в щель просачивается иное.
Все рассказы Фоминцевой оказываются сообщающимися сосудами. Мир зазеркалья Адель, кровавая вселенная древнего племени, готическая реальность Камиллы и даже бытовой, но оттого не менее волшебный мир кота Маркиза, все они говорят об одном: о цене внутреннего света. О том, как темные силы, будь то демоны мира теней, «темные охотники» за душами или просто серая тоска пытаются этот свет погасить. И о том, что спасение заключено не в великом подвиге, а в тихой, ежедневной работе по собиранию себя. Адель склеивает себя из осколков детских мечтаний. Индеец спасает не племя, а одну женщину с младенцем, строя новую жизнь по крупицам. Даже темная охотница Злата исцеляется не магическим ритуалом, а умением заметить красоту сирени и голубого неба.
Стиль автора — плотная, образная, но удивительно тактильная проза. Чувствуется холодок зеркальной поверхности, запах мокрой земли после дождя, шелковистость черного агата, жесткость елочного «дождика» в зубах. Ритм повествования подчинен внутреннему состоянию героев: он сбивчив и нервен в моменты паники, замедляется до медитативного темпа в размышлениях, становится плавным и летящим в моменты прозрения.
Рассказы Ольги Фоминцевой действительно стоит прочесть. После них мир кажется иным, более многомерным, наполненным незримыми знаками и тихой, ненавязчивой надеждой. Они напоминают: самое важное зазеркалье находится не в старинной раме, а внутри нас. А ключ к нему — это мужество смотреть вглубь, не отводя глаз.

Лилия Мишина

Made on
Tilda