Изящный роман со сложными лабиринтами

Рецензия на книгу Юлии Ольшевской «Музей»


Юлия Ольшевская создала необычную книгу, где стираются границы между жанрами, эпохами и самыми потаёнными состояниями души. «Музей» — это ироничный, меланхоличный и бесконечно изящный роман-лабиринт, в центре которого фигура Анны, молодой поэтессы и исследовательницы, пытающейся осмыслить собственную жизнь среди архивной пыли, академических интриг и призраков прошлого.
Необычность романа в том, что он живёт на пересечении множественных реальностей: детективное расследование убийства профессора Веронези сплетается с дневниковыми заметками, поэтическими вставками, историческими экскурсами и фрагментами романа, который пишет сама героиня. Этот приём не выглядит манерным или искусственным. Напротив, он создаёт поразительный эффект синергии, каждая часть освещает другую, как свет в гейдельбергском окне, меняющий оттенки в зависимости от времени суток.
Тончайшая интеллектуальная игра с формой и  отсылки к средневековым свиткам, японским дневникам «цукури моногатари» и эстетике Серебряного века становится органичным языком для выражения тоски по утраченной цельности мира.
Проза Юлии Ольшевской обладает гипнотической плотностью и музыкальностью. Каждая деталь — от запаха новой книги и аромата духов Chanel № 5 до хрустального звона бокала на фоне рахманиновского Adagio — выписана с такой чувственной достоверностью, что читатель физически ощущает материальность этого мира. Гейдельберг здесь прекрасен: его замок, мерцающий в ночи, каменные мостовые, студенческие кафе и библиотечные залы пропитаны особой меланхолией уходящего времени, «взрытого и смешанного вороха вечерних огней».
Главное напряжение романа рождается из постоянного диалога между внешним и внутренним, между расследованием «чужих» тайн и попыткой понять себя. История с загадочной гибелью профессора, поисками Лоршского кодекса и тайными студенческими обществами оказывается лупой, через которую героиня вглядывается в собственные раны: неразделённую любовь, академические амбиции, ностальгию по утраченной простоте. Это исследование не преступления, но самой человеческой памяти с её обманами, пробелами и внезапными вспышками ясности.
«Музей» это редкий пример литературы, которая не боится быть умной, чувственной и предельно откровенной одновременно. Это книга-атмосфера, книга-настроение, требующая неспешного, вдумчивого чтения. Она оставляет после себя особое послевкусие — смесь грусти и светлой иронии.
Лилия Мишина

Made on
Tilda