В поисках дороги к Храму
Отзыв редактора на книгу Бориса Алексеева «Жизнь как притча»
Любовь к Богу и людям, стремление к справедливости – казалось бы, давно известные истины. Но, как и в жизни, в книге есть персонажи, которые даже не задумываются о таких понятиях. К примеру, вороватого деревенского мужичка Серегу, кроме выпивки, ничего не интересует («Мещерские рассказы», «Сторож Серега»). А бывший деревенский, а затем вроде бы образованный городской житель Николай после смерти матери её «хозяйство по миру пустил», а «чудесный сад-мичуринец» с приятелями порубил на дрова для шашлыков («Мещерские рассказы. Жила-была Матвеевна»).
Главные герои книги – люди куда более интересные. Таких мы также встречаем в нашей жизни.
По наблюдению автора, «мы часто удивляемся, как мудро и единственно правильно судьба выстраивает нашу биографию вопреки непониманию сердца и протестам ума. Что-то большое, не сравнимое с сиюминутной оценкой событий, движет нас вперед».
Монах, старец Савва, оставив привычный молитвенный труд, вместе с прибившимся к его затерянному в сибирской тайге монастырю юношей Агатием, который вынужден скрываться от властей как участник подавленных ОМОНом студенческих волнений, едет в Москву, чтобы поделиться с президентом страны своими тревогами. Отец Савва убежден, что нельзя отдавать на откуп репрессивно-бюрократическому аппарату подрастающее поколение. А протест студенческой молодёжи был вызван публичным заявлением одного профессора, что общество можно сравнить со скотным двором, которым управляет всевластный хозяин-государство. (Как тут не вспомнить «Скотный двор» Д. Оруэлла, где в метафорической форме рассказывается, что даже домашние животные могут взбунтоваться и прогнать своих хозяев). «Нарушение преемственности поколений – первопричина гибели всякого государства, - убежден старец. - И Россия – не исключение». («Стая. Повесть о мудром старце Савватии»).
Бывший «афганец», студент «Суриковки» Григорий, однажды открыв для себя в Храме новый таинственный мир, теряет интерес к куда более прибыльной светской живописи и становится иконописцем. («Сборник рассказов. Любовь на выселках»).
На Руси люди, посвятившие себя служению Богу, исстари проявляли себя не только в молитвенных подвигах. Так, в знаменитом «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается о двух иноках – участниках Куликовской битвы - Пересвете и Ослябе. С Божьей помощью русскому воинству тогда удалось разгромить врага.
Горячая молитва священника - отца Максима явила еще одно Божье чудо, избавившее многих пострадавших в железнодорожной катастрофе от гибели. Сам священник, невзирая на преклонный возраст и рискуя собой, лично участвовал в спасательных работах. «Всегда слушай своё сердце!- наставлял он в завещании своего молодого духовного преемника Николая. - Именно им, а не умом, мы слышим Божественную Волю. Гони прочь злобу, гордыню и зависть». («Мещерские рассказы. Город Млечный»).
Считается, что у каждого человека - своя дорога. Так–то оно так. Но хочется в этой связи привести известную цитату из фильма «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе (созданная в 1984 году эта картина стала предвестником скорых перемен в нашей стране): «Скажите, эта дорога приведёт к Храму? Я спрашиваю, эта дорога к Храму приведёт? - Нет, это улица Варлама, и не эта улица ведёт к Храму. - Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к Храму?».
На мой взгляд, эта книга, написанная живым языком, наполненная многими стилистическими находками, вызовет интерес у читателей, которые ищут или уже нашли свою дорогу к Храму - в самом широком понимании этого слова.
Отзыв написал Андрей Дмитревский,
член Российского союза писателей.