ПЯТЬ ИСТОРИЙ О ЛЮБВИ
Отзыв на книгу Дарьи Щедриной «Побег из рая».
Сила женщины — в ее слабости.
У. Шекспир.
«Укрощение строптивой»
Очень цельный сборник получился у автора. Казалось бы, здесь нет «сквозных» героев, единства места, времени и прочих литературных приемов, но что-то объединяет в единое целое все пять рассказов, вошедших в книгу. Причем объединяют противоположности: мужчина — женщина, сила — слабость. И слабость здесь не недостаток, просто, как пел Окуджава, «так природа захотела…» Почитаем?
1.Красавец и чудовищеПервый рассказ, «Страшилище», задает тон всему сборнику. При всей простоте сюжета история вышла вовсе не курортная. Анна, молодая мама, отдыхает в Крыму с пятилетним сыном Федором. И тут одновременно возникают Вадим и Захар, один – красавец с обложки, лет шесть назад красиво ухаживающий за Аней, изображающий любовь, а на самом деле просто использующий девушку для комфортной жизни в Москве, а второй — человек со шрамом, с изуродованным то ли в автоаварии, то ли в бандитской разборке (а может, на последней войне) лицом, который… Дальше сами.
А пока Аня сторонится Захара, с тоской смотрит на Вадима, у которого, оказывается, своя семья, дети. Вадим, конечно, узнал Аню, но его реакция совершенно не та, которую ожидала девушка. Он объясняется с ней, но настолько жестко, что пришлось вмешаться Захару, который, как безмолвная тень, всегда где-то рядом.
Хотя почему безмолвная? Если Анна сторонится Егора, то Федор души не чает в новом знакомце. Еще бы — учит плавать, несет на руках, когда мальчик выбился из сил после долгой прогулки, да и общение между мужчинами, большим и маленьким, бесценно для того, кто растет без отца.
А Захар мечтает иметь семью. Но что делать, когда и он, и она настолько нерешительны, что вот-вот пройдут мимо своего счастья и настолько не верят себе и в себя, что в конце отпуска, на вокзале, даже не обменяются телефонами?
Но тут, спустя полгода, по воле автора не сложившийся курортный роман заканчивается вполне себе рождественской сказкой. Подробностей не будет, читайте сами.
2.Станцуй свою ненависть«КЕБРАДА
СЕНЬОРА ЭСТЕБАНА» переносит нас из заснеженной Москвы в солнечную Аргентину. Эстебан Дельгадо, «владелец заводов, газет, пароходов» (так называли у нас подобных богатеев), как, пожалуй, любой аргентинец, любит и немного умеет танцевать танго. Но однажды он видит на улице пожилую пару, танцующую настолько зажигательно, что ему вдруг захотелось научиться так же профессионально исполнять танго.
Он прилагает массу усилий, чтобы нанять их в учителя, но тут оказывается, что его учат не технике (это вторично), танец выходит на эмоциональный уровень, когда наружу выплескивается прежде всего то, что на поверхности, — злоба, ненависть.
Как хитон, пропитанный отравленной кровью кентавра Несса, вызвал мучительную смерть Геракла, Эстебана душит прошлое, его детство и юность, прошедшие под гнетом деспотичного и властного отца. И теперь танцем он по капле выдавливает из себя этот яд. И не зря. Природа не терпит пустоты, и в случае с Эстебаном эту пустоту заполнила любовь.
3. Кровь, любовь и риторикаВ рассказе «Уволю, Горелов!» заглавный герой — личный охранник героини, а сам рассказ — о том, что настоящее счастье частогде-то рядом. Не нужно искать его всю жизнь, достаточно просто оглядеться. Работа, друзья, развлечения, — ничто перед желанием иметь семью,
«когда рядом тот, кто понимает и принимает тебя со всеми твоими глупостями и даже гнусностями, перед кем не стыдно быть слабой и глупой».
4.Психология как повод для любвиДействие рассказа «ПОБЕГ ИЗ РАЯ», давшего название всему сборнику, происходит на турбазе «Северный Рай», где отдыхали Маша, Артем и Иван. Первый расстается с Машей, второй увозит ее в город, стараясь успокоить, утешить, вернуть к жизни. В обеденный перерыв и провожая Машу домой после работы, Иван «учит ее жить» с помощью цитат из прочитанных накануне книг по психологии. И, как оказалось, добился своего, правда, побочным эффектом стал переход робко зарождающихся чувств в простую дружбу. Но сердце не обманешь, всегда есть шанс, надо только им воспользоваться.
5. Принц и грузчик«КОРОЛЬ, ДАМА, ВАЛЕТ» — герои пятого рассказа. Дама — Валентина, продавщица из минимаркета, ждущая и дождавшаяся не просто принца — короля! А Валет — «подшефный» дворовой пес. И снова та же тема силы и слабости…
«
Ты, Валентина, женщина хрупкая и красивая, тебе тяжести таскать вредно для здоровья», — говорит ей Степан, герой, не попавший в заголовок. Неухоженный работяга-холостяк с комнатой в коммуналке, он давно «сохнет» по даме своего сердца, но… (Помните, счастье где-то рядом?)
И снова, как и в первом рассказе, противопоставление двух мужчин, элегантного Витольда и несуразного Степана. Но мужчина в этом рассказе только один.
Да, сила женщин в их слабости. А сильными пусть будут мужчины.
Отзыв написал редактор издательства Юрий Иванов