В поисках утраченной Ясы
Ахун Андижани «Хамса»
Книга Ахуна Андижани «Хамса», написанная в публицистическом стиле non-fiction, не претендует на научный или научно-популярный статус – скорее она, напротив, вступает в спор с самим этим устоявшимся понятием. В то же время она органично вписывается в ряд альтернативных гипотез онтолого-исторической направленности, которые достаточно распространены в отечественной среде в последние годы и неизменно находят свою аудиторию, предпочитающую отступать от академической точки зрения на мироустройство и те или иные исторические события. Так, например, необычайно популярная гипотеза альтернативной истории принадлежит двум математикам Анатолию Фоменко и Глебу Носовскому, предложившим революционный пересмотр всей истории мировой цивилизации, которая, согласно их утверждению, была сфальсифицирована в начале Нового времени. С позиций научного сообщества, такие гипотезы являются лженаучными, однако в житейской среде, для определенного обывательского сектора, они остаются востребованным продуктом и источником вдохновения уже для собственных интеллектуальных поисков.
Перед нами одна из таких попыток ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия и «объять необъятное», соединив в неразрывный симбиоз сам материалистический конструкт вселенной и законы социального развития homo sapiens. Рассматриваемая работа условно делится на три части: собственно онтологическую, в которой автор выводит всеобщий закон развития материи и, опираясь на него, предлагает собственное видение генезиса человека; альтернативный взгляд на древние цивилизации, высшим проявлением которых Ахун Андижани называет период правления Чингисхана; авторскую версию советской истории и его взгляд на коммунизм, представляющий интерес тем, что он относится к достаточно редкой на сегодняшний день так называемой «троцкистской» идеологической линии.
В начале своего труда автор обращается к миру атомов и молекул, подробно излагая их химические свойства и особенности взаимодействия с целью доказать, что в основе мироздания лежит понятие гомеостазиса, или стремление любой материи к относительно устойчивому состоянию, способному сохранять свое равновесное положение под воздействием различных факторов окружающей среды. Правильность и выверенность излагаемого материала может оценить, пожалуй, только специалист-естественник, однако автору удается изложить свои аргументы доступным языком, сохраняя логическую последовательность, и органично перенести предлагаемую им онтологическую константу сначала на мир животных, а затем и на человеческое общество. Переходя к анализу исторического развития социума и отчасти опираясь на введенное Л.Н. Гумилёвым понятие пассионарности, автор обращается к библейским аллюзиям, представляя образ первочеловека Адама как эволюционный вид древнейшего человека, уже обладающего, в отличие от своих более примитивных сородичей, базовым знанием добра и зла, то есть тем первичным моральным кодексом, который необходим для формирования более устойчивого, социально организованного разумного сообщества.
Совершенным воплощением такого «морального кодекса», представляющего собой законодательство древнего традиционного общества, автор книги считает Великую Ясу – легендарное уложение Чингисхана, которое регулировало в монгольском государстве все сферы социальных отношений – гражданское, семейное, уголовное право, а также правила ведения войны. Называя древних монголов людьми «длинной воли», истинными пассионариями, Ахун Андижани апеллирует к тому, что Чингисхан заслуженно был признан ЮНЕСКО человеком тысячелетия, поскольку, по его мнению, был самым справедливым из правителей.
Данная часть книги является наиболее вольной интерпретацией истории, поскольку автор прямо отрицает сам факт татаро-монголького ига на Руси и выступает апологетом версии писателя-альтернативщика К.А. Пензева, согласно которой Батый не нападал на Русь, а вступил в союз с князем Ярославом Всеволодовичем, желавшим с его помощью навести порядок в стране, раздираемой междоусобными войнами Рюриковичей.
Связывая конец монгольской империи с отказом от принципов Ясы, Ахун Андижани проводит аналог уже с периодом советской истории, «Великой Ясой» которого было марксистско-ленинское учение. Считая саму коммунистическую идею максимально близкой к первоначальному моральному кодексу Адама, автор связывает развал СССР с отказом от истинных принципов социализма, в котором, по его мнению, виновата сталинская деспотия. Уничтожив Льва Троцкого как истинного строителя коммунизма, Сталин, полагает автор, сыграл роль могильщика российской революции в ее первоначальном морально-этическом смысле. Возвращение к «чистому» социализму, построенному на принципах социальной справедливости, и есть ключ к возрождению нашей цивилизации – таков конечный вывод книги.
Известный сатирик Михаил Задорнов в свое время назвал Россию «страной с непредсказуемым прошлым». Многие глобальные потрясения, выпавшие на долю нашей страны, до сих пор не отрефлексированы, а уроки не усвоены. Этот комплекс «незакрытого гештальта» заставляет многих соискателей снова и снова проводить «работу над ошибками» в поисках истины, которая позволит с большей уверенностью заглянуть в завтрашний день. Кто знает, может быть, однажды получится...
Марианна Марговская,
кандидат философских наук